Новости истории

03.01.2018
Как оказалось, храм возрастом в 1800 лет, построенный на севере Великобритании, и посвященный эллинистическому божеству Митре, располагается по линии восхода солнца в день 25 декабря.

подробнее...

03.01.2018
Более тысячи каменных орудий труда, возраст которых может составлять до 1,76 млн. лет, обнаружены в Вади Дабсе, регионе на юго-западе Саудовской Аравии.

подробнее...

01.01.2018
Цинь Шихуанди, первый император Китая, действительно пытался достичь бессмертия и приказал всем жителям империи искать рецепт "эликсира вечной жизни".

подробнее...

История культуры


Марсель Дюшан как создатель нового вида пластического искусства- 08.12.2014

Марсель Дюшан стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. В 1920-е годы Дюшан активно участвовал в акциях группы «дада» и сюрреалистов, а также в съёмках нескольких кинофильмов, например в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт». Художник стал также известен как яркий представитель нового течения в концептуальном искусстве – метода «готовых вещей» (ready-made). Дюшан представлял вниманию публики бытовые объекты, например, сушилку для бутылок или писсуар. Его работы шокировали и привлекали внимание. Влияние творческого эксперимента Марселя Дюшана на само понятие искусства в двадцатом веке столь велико и многогранно, что в современной науке его художественная личность нередко рассматривается как одно из наиболее ярких воплощений модернистского духа, продолжающее играть заметную роль в эстетике постмодернизма спустя годы после смерти художника. Именно Марсель Дюшан подарил мировому искусству жанр readymade, т.е. возможности «представления в выставочных неизменных объектов массового производства» , перенеся таким образом креативную доминанту из процесса создания в процесс восприятия художественного произведения.

подробнее...

Возникновение искусства и его социальная роль- 25.11.2015

Искусство в философской трактовке – это форма (феномен) общественного сознания и духовной деятельности, которая характеризуется воспроизведением действительности с помощью художественных образов. Самые ранние образцы (артефакты) искусства, известные науке, появились 35-40 тыс. лет назад. С этого момента можно говорить о зарождении искусства как такового и включении его в социальную жизнь древнего человека. Первобытное искусство представляет собой в основном наскальные рисунки и скульптурные артефакты (фигурки человека и животных вырезанные из кости и дерева). Кроме того, археологами были найдены посуда и утварь указанной эпохи, на которые был нанесен (иногда вырезан) незатейливый орнамент. Украшенные таким образом предметы обихода также являются первыми произведениями искусства.

подробнее...

Проблема технизации культуры XXI века- 14.04.2015

Анализ основных направлений трансформации мировой и отечественной культуры в XXI веке позволяет определить несколько устойчивых тенденций развития, а именно: 1. Процессы стремительной глобализации приводят к смешению и взаимопроникновению культур, возникновению единой глобальной культуры. При этом глобальная культура не является обособленным явлением, а представляет собой симбиоз локальных и региональных культур. 2. Одним из трендов современного мирового сообщества является так называемый «креативный консьюмеризм» . Потребление представляет собой процесс творческого конструирования идентичности, что находит свое отражение в искусстве и выражается либо через активный протест (например, Джереми Дин и его перформансы) или принятие (например, работы Криса Вудса).

подробнее...

Проблема религиозной живописи в XXI веке- 26.03.2015

Современная религиозная живопись представляет собой очень интересное явление, поскольку на ее развитие влияют две противоположные культурные тенденции. Современное западное общество характеризуется постепенным отходом от традиционных религиозных ценностей. Эта тенденция особенно хорошо видна на примере стран Западной Европы. Страной с наибольшим падением числа христиан является Великобритания. Число жителей Великобритании, называющих себя христианами упало с 66% в 1983 году до 50% в 2007 году. Число верующих в Бога и христиан в настоящее время составляет, по опросам, около 30% и с 1983 года процент верующих христиан падал почти на 1% в год в 1980-е годы и примерно на 0,5% с 90-х годов. Среднее значение 0,5% населения в год будет означать 315 тыс. в год при населении Великобритании в 63 млн. Эти данные в целом согласуются с исследованием British Social Attitudes. Эта организация сообщала, что принадлежали к религии и посещали службы в Великобритании хотя бы и редко в 1964 году – 74%, в 1970 году – 71%, в 1983 году – 55%, в 1992 году – 37%, а в 2005 году – 31%. Подобная особенность роста атеистических настроений характерна и для других стран Западной Европы. Наиболее сильное снижение религиозности наблюдалось в 70-е – 80-е годы во многих странах Европы, однако в середине 90-х годов это снижение существенно замедлилось.

подробнее...

Автопортреты Рембрандта- 05.02.2008

Современный критический взгляд на автопортреты Рембрандта подвергает сомнению авторство Рембрандта в отношении картин, которые как считалось ранее – принадлежали перу автора. Согласно исследованиям, очень многие картины могли быть написаны не самим Рембрандтом, а его учениками – но были выданы именно за картины мастера. Безусловно, данная критическая точка зрения не является единственно правильной, однако с научной точки зрения она имеет право на существование. К 1660-м гг. относятся наиболее сложные по психологической структуре композиции автопортреты. Широкая, свободная живопись, виртуозная графика (рисунки, офорты) Рембрандта приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий.

подробнее...

Готические европейские соборы- 21.06.2014

В Средние века не было в Европе города без католического собора. Латинский термин civitas, который переводится как город, поселение, в те времена означал местопребывание епископа. Епископской резиденцией был кафедральный собор. Строительство готических соборов – важная веха в истории средневековой Европы. Не все соборы огромны и величественны, но все величественные готические соборы, начиная с XII века представляют собой цитадели искусства, науки и техники, социальной жизни, веры и власти. Готические соборы – квинтэссенция европейской цивилизации. Многие дошедшие до нас соборы строились не только и не столько как культовые сооружения, примером тому базилика Сен-Дени.

подробнее...

Символика света и цвета в русской иконописи- 25.02.2014

Одной из важных особенностей иконописи в целом и русской иконописи в частности является глубокая символическая нагрузка практически всех компонентов изображения. Богатство символического языка иконы – не самоцель, а следствие ее природы, которая заключается не в «чистом искусстве», но в исторической духовной, образовательной и, в некотором смысле, социальной функции. Поэтому икона представляет собой не столько изображение, сколько «текст», предельно насыщенный образами и значениями. Как и любой другой текст, он имеет свои синтаксис и пунктуацию, свои «слова» и правила их употребления. «Читать» икону может быть весьма непросто, однако, скрытые значения несут порой гораздо больше информации, чем сам художественный образ.

подробнее...

Взаимодействие русской и японской культур второй половины XX- начала XXI вв.- 01.11.2013

Повсеместный интерес современной западной культуры к японской традиционной культуре, ее религиозным воззрениям и телесным практикам очень симптоматичен. Его причины нельзя связывать только с успешным экономическим развитием и расширением зоны влияния стран Восточной Азии. Этот интерес имеет более глубокие основания. «Другой проблематизируется именно тогда, когда проблемой становится идентичность». Экономическая эффективность этих стран является закономерным проявлением происходящих в них культурных процессов. Традиционная японская культурная модель обнаруживает большую созвучность тенденциям развития современной мировой культуры и в отношении к современной западной культуре предстает как «свое чужое».

подробнее...

Древнеегипетские мифы- 07.10.2013

Мифология Древнего Египта, или Та-Кемета, как называют свою страну сами египтяне – неотъемлемая часть всемирного мифологического наследия. В мировой мифологии Древнеегипетские мифы играют особую роль, поскольку сильно отличаются от римских и греческих мифов. Мифология Древнего Египта поэтична, аллегорична, лишена европейской рациональности, образы богов в ней непостоянны, изменчивы, они сливаются и распадаются в зависимости от вариации одного и того же мифа, характерной для определенной территории Египта. Древнеегипетская религия долгое время не имела обязательных догматов, которые могли бы быть приняты за основу в классификации.

подробнее...

Культурологи-гиены- 04.06.2012

С конца 1930 года, пораженный тяжелой болезнью, Николай Островский с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Видимо, в редакции журнала имелись сотрудники, мыслившие категориями Кондакова. Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР и за рубежом.

подробнее...
Страницы: 1234
   
Яндекс цитирования