Новости истории

24.09.2017
Эрмитаж расскажет в октябре о результатах исследования на компьютерном томографе древнеегипетской мумии.

подробнее...

24.09.2017
Золотой алтарь XIII в., находящийся в датской деревне Сахл, отправлен на реставрацию. На сегодняшний день в Дании сохранилось лишь семь подобных алтарей, причем только двое из них (включая сахлский) остаются на своих местах, в храмах.

подробнее...

23.09.2017
Испанские ученые установили, что большой объем мозга неандертальцев (больше, чем у современных людей) был связан с их относительно медленным ростом.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

История культуры


Символика цвета в китайской архитектуре и градостроительстве- 22.09.2017

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. В астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. Роль цвета чрезвычайно велика в жизни каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, архитектуре и градостроительстве, современной технике передачи информации и т.д.

подробнее...

Влияние японской графики на творчество Ван Гога- 15.02.2017

«Моя студия довольно сносная, особенно после того, как я пришпилил на стены всю коллекцию японских гравюр, которыми не перестаю любоваться. Ты их помнишь, эти женские фигуры в саду или на пляже, наездники, цветы, узловатые ветки боярышника»,– писал Винсент Ван Гог (1853-1890) своему брату Тео в 1885 г. В это время художник находится в Антверпене, именно здесь зародилась его страсть к японскому искусству. Интерес этот вызван, скорее всего тем, что около 1875 г. он открыл для себя существование укиё-э (картин (образов) изменчивого мира). В это время он работает в галерее Goupil & Cie в Париже. В последнее десятилетие XIX в. парижских коллекционеров и деятелей искусства захлестнула японская лихорадка. Экзотические шелка, лаковые миниатюры, фарфор, гравюры и эстампы буквально наводнили французскую столицу, всем хотелось заполучить кусочек Японии, совсем недавно открывшейся западному миру.

подробнее...

Кенджу и Сеул - две корейские столицы- 18.01.2017

В данной статье речь пойдёт о «двух столицах» Кореи: древней (Кёнджу) и современной (Сеул). Сеул, начиная со средних веков, является основным политическим, экономическим и культурным центром государства, Кёнджу в древности был столицей государств Силла и Объединённого Силла на протяжении почти тысячи лет. Город Кёнджу, древняя столица корейского государства, знаменит своими памятниками, включенными во всемирное наследие ЮНЕСКО: курганами, древними буддийскими монастырями, искусственным гротом Соккурам. Широко известны также буддийский храм Пульгукса («Храм Царства Будды»), в течение длительного времени бывший главным храмом государства Силла, Соккурам (искусственный грот, в котором сохранилась великолепная статуя будды Шакъямуни), обсерватория VII века н.э. Чхомсондэ, парк королевских захоронений и курганы.

подробнее...

Народная сказка в советское время- 30.09.2016

Судьбы традиционных жанров фольклора, выяснение причин и характера их трансформации – проблемы, которые волнуют не только фольклористов, но и всех, кому дорого народное искусство. Произведения фольклора, и, в частности, русские сказки не остаются неизменными, так как они всегда связаны с действительностью, адресованы современнику. В периоды изменения общества, с изменением экономических и культурных отношений людей эта связь усиливается, что приводит к резким изменениям сюжетов и стиля. Одни изменения оказываются случайными, непродуктивными, другие же приобретают характер типовых, закономерных явлений, определяющих судьбу жанра. Исследование народной сказки советского времени показывает всю сложность, подчас противоречивость и неравномерность процессов, происходящих в современном народном творчестве.

подробнее...

Культурологические основы формирования высокой моды (1947-1957 гг.) и роль Кристиана Диор в этом процессе- 30.05.2016

Взаимное влияние культуры на моду и моды на культуру очень высоко. Происходит это потому, что мода – явление, которое охватывает самые разнообразные стороны жизни, а значит, не может оставаться только результатом художественного вымысла ее создателей, она подпитывается социокультурной ситуацией и, одновременно, создает ее. По мнению С.С. Бушуевой, мода имеет механизмы самоорганизации , что позволяет ей формировать себя в текущей ситуации. На зависимость моды от социокультурной ситуации указывает и Л.В. Петров, который считает, что мода - это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Цикличность также является одной из важнейших закономерностей развития моды. Хотя развитие моды связано с общим направлением в развитии культуры и искусства, цикличность в моде обладает своей спецификой, связанной с понятиями модного цикла, смены модных стандартов и модными инновациями. Закономерности в развитии моды исследовали специалисты самых разных сфер науки и производства, включая экономику, психологию, искусствоведение, историю, антропологию, бизнес и текстильную и легкую промышленность.

подробнее...

Муранское стекло- 19.01.2016

Муранское стекло – это изделия из стекла, изготовленные по методу венецианских стеклодувов. Мурано – группа небольших островов в архипелаге Венеции, где с конца XIII века располагаются стеклодувные мастерские. Муранское стекло имело большую популярность, начиная со Средневековья, которая сохраняется и в наши дни. Необходимо отметить, что до настоящего времени технология изготовления муранского стекла остается неизменной. Муранское стекло изготавливается исключительно вручную, без использования промышленных красителей. Понятие муранского стекла имеет два вида значений – узкое и широкое. В узком смысле оно означает стеклянные изделия, изготовленные на островах Мурано в Италии, в широком – тип (стиль) выдувания стекла. Важно понимать отличия этих двух понятий, поскольку под маркой «муранское стекло» часто производится обычное стекло, имеющее вид настоящего, но не соблюдающего технологию. В настоящей работе мы будем руководствоваться именно узким понятием.

подробнее...

Культура Серебряного века в России- 30.12.2015

Серебряным веком принято называть период развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Сам термин применим только к русской культуре, на Западе и Востоке для обозначения этого периода используются другие определения, например во Франции « belle-epoque» или модернизм в англоязычных странах. Чаще всего, говоря о Серебряном веке, имеют ввиду художественную культуру и главным образом поэзию. Серебряный век назван так по аналогии с Золотым веком, периодом начала XIX в., когда творили Пушкин и поэты-лицеисты. Кроме того, Серебряный век связывают не с расцветом культуры, как таковой, а скорее с ее закатом, эпохой декадентства и ностальгии по ушедшим временам. Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

подробнее...

Марсель Дюшан как создатель нового вида пластического искусства- 08.12.2014

Марсель Дюшан стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. В 1920-е годы Дюшан активно участвовал в акциях группы «дада» и сюрреалистов, а также в съёмках нескольких кинофильмов, например в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт». Художник стал также известен как яркий представитель нового течения в концептуальном искусстве – метода «готовых вещей» (ready-made). Дюшан представлял вниманию публики бытовые объекты, например, сушилку для бутылок или писсуар. Его работы шокировали и привлекали внимание. Влияние творческого эксперимента Марселя Дюшана на само понятие искусства в двадцатом веке столь велико и многогранно, что в современной науке его художественная личность нередко рассматривается как одно из наиболее ярких воплощений модернистского духа, продолжающее играть заметную роль в эстетике постмодернизма спустя годы после смерти художника. Именно Марсель Дюшан подарил мировому искусству жанр readymade, т.е. возможности «представления в выставочных неизменных объектов массового производства» , перенеся таким образом креативную доминанту из процесса создания в процесс восприятия художественного произведения.

подробнее...

Возникновение искусства и его социальная роль- 25.11.2015

Искусство в философской трактовке – это форма (феномен) общественного сознания и духовной деятельности, которая характеризуется воспроизведением действительности с помощью художественных образов. Самые ранние образцы (артефакты) искусства, известные науке, появились 35-40 тыс. лет назад. С этого момента можно говорить о зарождении искусства как такового и включении его в социальную жизнь древнего человека. Первобытное искусство представляет собой в основном наскальные рисунки и скульптурные артефакты (фигурки человека и животных вырезанные из кости и дерева). Кроме того, археологами были найдены посуда и утварь указанной эпохи, на которые был нанесен (иногда вырезан) незатейливый орнамент. Украшенные таким образом предметы обихода также являются первыми произведениями искусства.

подробнее...

Проблема технизации культуры XXI века- 14.04.2015

Анализ основных направлений трансформации мировой и отечественной культуры в XXI веке позволяет определить несколько устойчивых тенденций развития, а именно: 1. Процессы стремительной глобализации приводят к смешению и взаимопроникновению культур, возникновению единой глобальной культуры. При этом глобальная культура не является обособленным явлением, а представляет собой симбиоз локальных и региональных культур. 2. Одним из трендов современного мирового сообщества является так называемый «креативный консьюмеризм» . Потребление представляет собой процесс творческого конструирования идентичности, что находит свое отражение в искусстве и выражается либо через активный протест (например, Джереми Дин и его перформансы) или принятие (например, работы Криса Вудса).

подробнее...
Страницы: 123